МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО
СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА
Н.В. Шатрова, преподаватель ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище», Минобороны России
В условиях
становления информационного общества и информатизации всех сфер деятельности
человека, резко возросла потребность в специалистах, готовых и способных
использовать современные информационные и коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности. Ставится задача формирования у выпускников не
только системы профессиональных знаний и умений в четко очерченных границах
требований к будущему специалисту, но и информационной компетентности,
позволяющей им с помощью информационных и коммуникационных технологий наиболее
эффективно решать актуальные практические задачи в широком контексте
профессиональных ситуаций.
Информационная компетентность – это умения при помощи
реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер,
модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта,
СМИ, Интернет) самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую
информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Структура модели
формирования информационной компетентности учащихся (Рис. 1) включает в себя
следующие компоненты: целевой, организационно-деятельностный,
результативно-оценочный. Все компоненты структурно-функциональной модели тесно
взаимосвязаны между собой.
Целевой компонент
представлен описанием целей и задач формирования информационной компетентности.
Организационно-деятельностный представлен формами, средствами и технологиями
обучения, а также условиями функционирования (материально-технические и
кадровые условия, информационная среда).
Результативно-оценочный
блок включает в себя формируемые универсальные учебные действия, критерии
оценки результата и способы мониторинга достижения результата.
Модель выпускника,
обладающего информационной компетентностью, включает в себя три компонента:
-выпускник
имеет информационные знания;
-выпускник
обладает информационными умениями и навыками;
-выпускник
обладает качествами личности, которые
проявляются в сформированности ценностей информационного общества и
деятельности человека в нем, соблюдении правил этических и юридических норм
использования информации, информационной мобильности, адаптивности в различных
информационных сообществах, достижении поставленных целей в быстро меняющихся
ситуациях информационного общества на основе способов информационной деятельности
и информационного взаимодействия.