РАЗВИТИЕ
МЕТАКОГНИТИВНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СЕТЕВЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ
КОМПЛЕКСОВ
О.П. Михеева, Тольяттинский
государственный университет, г.Тольятти
Формирование ключевых компетентностей выпускника
XXI века является главной задачей образовательных учреждений всего мира. Международное общество по технологиям в
образовании (ISTE), являясь ведущей ассоциацией, занимающейся улучшением
обучения и преподавания с использованием эффективных информационных и
педагогических технологий, выделила пять ключевых компетенций, владение
которыми необходимо современному специалисту: [4]
1.
социальная – способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых
решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и
улучшении демократических институтов;
2.
поликультурная – принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других
культур, языков и религий;
3.
коммуникативная
– владение устной и письменной
коммуникацией, в том числе, владение более чем одним языком;
4.
технологическая – владение технологиями информатизации общества, понимание их
применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в
отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой;
5.
когнитивная –
способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения
в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.
Во всех компетенциях особо выделяются
метакогнитивные способности - понимание своих возможностей и ограничений при
решении интеллектуальных задач, умение учитывать их при выборе роли в командах
и сетевых проектах, и в конечном итоге - управление ходом текущей
интеллектуальной деятельности. Кроме того, метакогнитивный опыт становится
профессионально необходимым качеством современного педагога. Под
метакогнитивным опытом понимается система психических образований,
обеспечивающих: [3]
1. самооценку – представление субъекта о
своих предметных знаниях и когнитивных способностях, мотивационных особенностях
и индивидуальных стилях обучения;
2. саморегуляцию – контроль и регуляцию
процессов познания и решения теоретических и практических задач. (полный текст статьи во вложении)