Межпредметные связи на уроках информатики и во внеурочной деятельности
Умарова З.С., учитель
истории и обществознания, МОУ "Вербенская СОШ",
Волгоградская область
«Процесс
обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны,
разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем
сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание
и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.»
(И.Г. Песталоцци)
Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных
задач учителя. Она требует знаний содержания программ и учебников
по другим предметам. Информатика, позволяющая аккумулировать
знания из разных предметных областей, это именно та дисциплина, где реально
можно воплотить идею развития системного мышления, у каждого учащегося.
Реализация межпредметных связей в практике обучения
предполагает сотрудничество учителя информатики
с учителями химии, физики, биологии, истории, что сложно, т.к. у учителя
информатики своя учебная программа. Поэтому внеурочная деятельность как нельзя
лучше позволяет реализовать межпредметные связи, работая над проектами разных
учебных дисциплин. В нашей школе информатика перешла в разряд внеурочной деятельности в 5
классе.
В данном возрасте использование ребенком компьютера в своей деятельности
оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития.
Он осваивает новые виды деятельности, тесно связанные с компьютерными играми:
компьютерное конструирование, творческое экспериментирование. Компьютер для
ребенка становится средой не только для накопления знаний, но и для обмена знаниями, общения с другими людьми.
Общеизвестно, что интерес ребенка к предмету «информатика» необычайно высок.
Поэтому, изучая этот предмет внеурочно возможно развитие мотивации к изучению и
других дисциплин. Для этого, я использую практические задания, в основе
которых лежат межпредметные связи. В ходе выполнения заданий по информатике
ребенок не только приобретает знания по предмету, но и повторяет понятия из
других школьных дисциплин: литература, история, математика и т.д. В этом случае
предмет «информатика» выступает в поддержку общеобразовательных дисциплин, что
способствует повышению качества изучения последних. (полный текст статьи во вложении)