ЖУРНАЛ ИНФОЗНАЙКА-МЕДИА 

ВЫПУСК ЖУРНАЛА ИНФОЗНАЙКА-МЕДИА

 

Великий русский композитор, написавший свою первую оперу в 9 лет. Мастер крупных форм, которому удавалось переложить на язык музыки и шекспировские страсти Ромео и Джульетты, и встречу пионера Пети с Волком.

Сергей Сергеевич Прокофьев (11 [23] апреля 1891, Сонцовка, Екатеринославская губерния, Российская империя — 5 марта 1953, Москва, СССР) — русский и советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель, шахматист первой категории. Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957) и шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1952).

Прокофьев писал во всех современных ему жанрах. Его перу принадлежат 8 опер, 7 балетов,  7 симфоний и другие оркестровые сочинения, 9 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра.

Прокофьев создал собственный новаторский стиль. Многие его сочинения (всего более 130 опусов) — такие как, например, ПерваяПятая и Седьмая симфонии, балеты «Ромео и Джульетта» (1935), «Золушка» (1945), «Каменный цветок» (1950), оперы «Любовь к трём апельсинам» (1919), «Война и мир» (1942), ПервыйВторой и Третий фортепианные концерты, кантаты «К 20-летию Октября» (1937), «Александр Невский» (1939) и «Здравица» (1939), симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), музыка к кинофильмам «Поручик Киже» (1934), «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» (1945), Седьмая соната, «Мимолётности», «Наваждение» и другие фортепианные пьесы — вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Прокофьев принадлежит к числу наиболее значительных и репертуарных композиторов XX века.

 Знаменитый композитор родился в семье ученого-агронома. Мальчик с детства проявлял музыкальные способности, его первым учителем была мать — хорошая пианистка. В 1902–1903 годах Прокофьев брал частные уроки у композитора Рейнгольда Глиэра. В 1904 году он поступил в Петербургскую консерваторию. В 1909 году Прокофьев закончил ее как композитор, через пять лет — как пианист, до 1917 года продолжая заниматься в ней по классу органа.

Выступать в качестве солиста и исполнять собственные произведения Прокофьев стал с 1908 года. Ученик Римского-Корсакова, Прокофьев-композитор начинал с фортепианных пьес и сонат, но принесла ему известность чикагская премьера — самая жизнерадостная в мире опера «Любовь к трем апельсинам». Без музыки Прокофьева сегодня нельзя представить признанный шедевр довоенного кино — фильм «Александр Невский». А музыкальное сопровождение «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна получило собственную жизнь как отдельное произведение.

В 1918 году он покинул Советское государство и через Токио добрался до США. В последующие десятилетия Прокофьев жил и гастролировал в Америке и Европе, несколько раз также выступал в СССР. На родину он вернулся в 1936 году вместе с женой-испанкой Линой Кодина и сыновьями. Именно после возвращения были созданы знаменитая сказка «Петя и волк», а также опера «Война и мир». Над эпическим произведением Прокофьев работал 12 лет.

В 1948 году Прокофьева начали громить за формализм, его произведения резко критиковались как несоответствующие социалистическому реализму.

Скончался Прокофьев от гипертонического криза в возрасте 61 года.

 

Фрагменты из автобиографии С.С. Прокофьева

(С.С. Прокофьев. Автобиография. М., «Советский композитор», 1973)

 

<…> Мать любила музыку, отец музыку уважал. Вероятно, он тоже любил ее, но в философском плане, как проявление культуры, как полет человеческого духа. Однажды, когда мальчиком я сидел у рояля, отец остановился, послушал и сказал:


— Благородные звуки.
В этом ключ к его отношению к музыке.
<…> Отношение матери к музыке было более практическое. Она недурно играла на рояле, а деревенский досуг позволял ей посвящать этому делу сколько угодно времени. Едва ли она обладала музыкальными талантами; техника давалась с трудом, и пальцы были лишены подушечек впереди ногтей. Перед людьми играть она боялась. Но у нее было три достоинства: упорство, любовь и вкус. Мать добивалась возможно лучшего исполнения разучиваемых вещей, относилась к работе любовно и интересовалась исключительно серьезной музыкой. Последнее сыграло огромную роль в воспитании моего музыкального вкуса: от рождения я слышал Бетховена и Шопена и в двенадцать лет помню себя сознательно презирающим легкую музыку. Когда мать ждала моего появления на свет, она играла до шести часов в день: будущий человечишка формировался под музыку.

<…> Музыкальные склонности начали проявляться рано, вероятно года в четыре. Музыку в доме я слышал от рождения. Когда вечером укладывали спать, а спать не хотелось, я лежал и слушал, как где-то вдалеке, за несколько комнат, звучала соната Бетховена. Больше всего мать играла сонаты из первого тома; затем прелюдии, мазурки и вальсы Шопена. Иногда что-нибудь из Листа, что не так трудно. Из русских авторов — Чайковского и Рубинштейна. Антон Рубинштейн находился на вершине своей славы, и мать была уверена, что он более крупное явление, чем Чайковский. Портрет Рубинштейна висел над роялем.

<…> Занятия на рояле мать начинала с упражнений Ганона и этюдов Черни. Вот тут и я старался примоститься к клавиатуре. Мать, занятая экзерсисами в среднем регистре, иной раз отводила в мое пользование две верхних октавы, по которым я выстукивал свои детские эксперименты. Довольно варварский ансамбль на первый взгляд, но расчет матери оказался правильным, и вскоре дите стало подсаживаться к роялю самостоятельно, пытаясь что-то подобрать. Мать обладала педагогической жилкой. Незаметно она старалась направить меня и объяснить, как надо пользоваться инструментом. К тому, что она играла, я относился с любопытством и критически, иногда заявляя:
— Эта песенка мне нравится (я произносил «нлавится»). Пусть она будет моей.
Возникали также споры с бабушкой: какую именно пьесу играет мать. Обыкновенно прав был я.
Слушание музыки и импровизирование за клавиатурой привели к тому, что я стал подбирать самостоятельные пьески.

<…> В течение весны и лета 1897 года я записал три пьесы: Вальс, Марш и Рондо. Нотной бумаги в доме не водилось, ее линовал для меня конторщик Ванька. Все три пьесы были в до мажоре <…> Чуть сложнее оказалась четвертая — марш в си миноре. Затем приехала в Сонцовку Екатерина Иппократовна, жена того Лященки, которому я наплевал на лысину. Она хорошо владела роялем и даже немного занималась с матерью. Вдвоем они играли в четыре руки, что мне очень нравилось: играют разные вещи, а вдвоем выходит недурно!
— Мамочка, я напишу марш в четыре руки.
— Это трудно, Сергушечка. Ты не можешь подобрать музыку и для одного человека, и для другого.
Тем не менее я сел подбирать, и марш вышел. Приятно было сыграть его в четыре руки и слышать, как звучит вместе подобранное отдельно. Как-никак это была первая партитура!

<…> К моему музыкальному развитию мать относилась с большим вниманием и осторожностью. Главное, поддержать в ребенке интерес к музыке и, сохрани бог, не оттолкнуть его скучной зубрежкой. Отсюда: на упражнения как можно меньше времени и как можно больше на знакомство с литературой. Точка зрения замечательная, которую надо бы, чтобы мамаши помнили.

 

Несколько штрихов из биографии С. С. Прокофьева:

https://dzen.ru/video/watch/60827ea7ff8fff5a64800d0b?f=d2d

https://yandex.ru/video/preview/5803118272889263288  

 

Музыкальные произведения С. С. Прокофьева

 

Гавот из «Классической симфонии» (или Симфония №1 Ре мажор III ч. «Гавот»)

Исполняет -- Симфонический оркестр Могилевского государственного музыкального колледжа.

Дирижер — Артем Мельников

https://yandex.ru/video/preview/17498690366876111069

 

Концерт №1 для фортепиано с оркестром Ре-бемоль мажор Александр БОЛОТИН, фортепиано САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ИМ. М.П. МУСОРГСКОГО

Дирижер – Юрий СЕРОВ 

https://www.youtube.com/watch?v=QNyTMOSi4pM&t=9s&ab_channel=СПбМУим.М.П.Мусоргского

 

«Наваждение», фортепианная пьеса

Иван Бессонов, фортепиано 

https://www.youtube.com/watch?v=WRzLd-8uQrA&ab_channel=BessonovBrothers

 

«Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский» с видеорядом из фильма «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна

https://yandex.ru/video/preview/17674437269498161005

 

Кантата «Александр Невский» 

Брянский Губернаторский симфонический оркестр,

Брянский городской академический хор,

Солистка Мария Солдатенкова (меццо-сопрано).

Дирижер Эдуард Амбарцумян.

Текст читает протоиерей Владимир Сафронов

https://www.youtube.com/watch?v=_VHxKUjphZI&t=2668s&ab_channel=БрянскийГубернаторскийсимфоническийоркестр

 

Ария Кутузова из оперы «Война и мир». Исполняет Александр Ведерников 

https://www.youtube.com/watch?v=osCEK3CWj9Y&t=78s&ab_channel=Советскоетелевидение.ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД

 

Симфония №7 до-диез минор в 4 частях

 Концертный симфонический оркестр Московской консерватории Дирижер - Даяна Гофман

01:01 I Moderato 11:04 II Allegretto 19:25 III Andante espressivo 25:28 IV Vivace

 https://www.youtube.com/watch?v=972gWOaTzUI&ab_channel=DaianaGofman

 

Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»

Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова.

Дирижёр - Владимир Юровский.

https://www.youtube.com/watch?v=M0nDM_FBZbk&t=17s&ab_channel=КЛАССИКАдляВСЕХ

 

«Золушка» (фильм-балет «Хрустальный башмачок») 

https://yandex.ru/video/preview/7560443104565539144

https://www.youtube .com/watch?v=tIo1bdJLPZc&t=1s&ab_channel=КиностудияГорького 

Па-де

Золушка (Характеристика героини)

https://www.youtube.com/watch?v=dz-TlWyMRcs&ab_channel=АндрейКотенко

Па-де-шаль (танец с шалью, характеристика сестер Золушки)

https://www.youtube.com/watch?v=iulA0YzMyEc&t=10s&ab_channel=ЭммаПашян

Большой вальс. Бал 

https://www.youtube.com/watch?v=1JWn9mCGBYc&t=3s&ab_channel=ЕленаЗимовцева

 

  Балет «Ромео и Джульетта» Театр Ла Скала. Хореограф Кеннет Макмиллан 
https://www.youtube.com/watch?v=25bom1biiVI&ab_channel=MarinaBredneva

Симфоническая сказка «Петя и Волк»

https://yandex.ru/video/preview/12061121981669789852



КОММЕНТАРИИ
Пока нет ни одного комментария
Мы в социальных сетях: присоединяйтесь к нам!
Инфознайка в Моем Мире Инфознайка ВКонтакте Инфознайка на Facebook Инфознайка на Google+ Инфознайка на Twitter Инфознайка на Telegram Инфознайка на Одноклассниках Инфознайка в ЖЖ