Великий русский композитор, написавший свою первую оперу в 9 лет.
Мастер крупных форм, которому удавалось переложить на язык музыки
и шекспировские страсти Ромео и Джульетты, и встречу пионера
Пети с Волком.
Сергей Сергеевич Прокофьев (11
[23] апреля 1891, Сонцовка, Екатеринославская губерния,
Российская империя — 5 марта 1953, Москва, СССР) — русский и советский композитор,
пианист, дирижёр, музыкальный писатель, шахматист первой категории. Народный
артист РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957) и
шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947,
1952).
Прокофьев
писал во всех современных ему жанрах. Его перу принадлежат 8 опер, 7
балетов, 7 симфоний и другие оркестровые
сочинения, 9 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9
фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и
инструментальные сочинения, музыка для кино и театра.
Прокофьев
создал собственный новаторский стиль. Многие его сочинения
(всего более 130 опусов) — такие как, например, Первая, Пятая и Седьмая симфонии, балеты «Ромео и Джульетта» (1935), «Золушка» (1945), «Каменный цветок» (1950),
оперы «Любовь к трём апельсинам» (1919), «Война и мир» (1942), Первый, Второй и Третий фортепианные
концерты, кантаты «К 20-летию Октября» (1937), «Александр Невский» (1939) и «Здравица» (1939), симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), музыка к кинофильмам «Поручик Киже» (1934), «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» (1945), Седьмая соната, «Мимолётности», «Наваждение» и другие фортепианные пьесы —
вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Прокофьев принадлежит к
числу наиболее значительных и репертуарных композиторов XX века.
Знаменитый композитор родился в семье
ученого-агронома. Мальчик с детства проявлял музыкальные способности, его
первым учителем была мать — хорошая пианистка. В 1902–1903 годах
Прокофьев брал частные уроки у композитора Рейнгольда Глиэра.
В 1904 году он поступил в Петербургскую консерваторию.
В 1909 году Прокофьев закончил ее как композитор, через пять
лет — как пианист, до 1917 года продолжая заниматься в ней
по классу органа.
Выступать в качестве солиста и исполнять
собственные произведения Прокофьев стал с 1908 года. Ученик
Римского-Корсакова, Прокофьев-композитор начинал с фортепианных пьес
и сонат, но принесла ему известность чикагская премьера — самая
жизнерадостная в мире опера «Любовь к трем апельсинам». Без музыки
Прокофьева сегодня нельзя представить признанный шедевр довоенного кино —
фильм «Александр Невский». А музыкальное сопровождение «Ивана Грозного»
Сергея Эйзенштейна получило собственную жизнь как отдельное произведение.
В 1918 году он покинул Советское
государство и через Токио добрался до США. В последующие
десятилетия Прокофьев жил и гастролировал в Америке и Европе,
несколько раз также выступал в СССР. На родину он вернулся
в 1936 году вместе с женой-испанкой Линой Кодина
и сыновьями. Именно после возвращения были созданы знаменитая сказка «Петя
и волк», а также опера «Война и мир». Над эпическим
произведением Прокофьев работал 12 лет.
В 1948 году Прокофьева начали громить за формализм, его произведения резко
критиковались как несоответствующие социалистическому реализму.
Скончался Прокофьев от гипертонического криза
в возрасте 61 года.
Фрагменты из автобиографии С.С. Прокофьева
(С.С. Прокофьев. Автобиография.
М., «Советский композитор», 1973)
<…>
Мать любила музыку, отец музыку уважал. Вероятно, он тоже любил ее,
но в философском плане, как проявление культуры, как полет
человеческого духа. Однажды, когда мальчиком я сидел у рояля, отец
остановился, послушал и сказал:
— Благородные звуки.
В этом ключ к его отношению к музыке.
<…> Отношение матери к музыке было более практическое. Она недурно
играла на рояле, а деревенский досуг позволял ей посвящать этому
делу сколько угодно времени. Едва ли она обладала музыкальными талантами;
техника давалась с трудом, и пальцы были лишены подушечек впереди
ногтей. Перед людьми играть она боялась. Но у нее было три
достоинства: упорство, любовь и вкус. Мать добивалась возможно лучшего
исполнения разучиваемых вещей, относилась к работе любовно и интересовалась
исключительно серьезной музыкой. Последнее сыграло огромную роль
в воспитании моего музыкального вкуса: от рождения я слышал
Бетховена и Шопена и в двенадцать лет помню себя сознательно
презирающим легкую музыку. Когда мать ждала моего появления на свет, она
играла до шести часов в день: будущий человечишка формировался под
музыку.
<…>
Музыкальные склонности начали проявляться рано, вероятно года в четыре.
Музыку в доме я слышал от рождения. Когда вечером укладывали
спать, а спать не хотелось, я лежал и слушал, как где-то
вдалеке, за несколько комнат, звучала соната Бетховена. Больше всего мать
играла сонаты из первого тома; затем прелюдии, мазурки и вальсы
Шопена. Иногда что-нибудь из Листа, что не так трудно.
Из русских авторов — Чайковского и Рубинштейна. Антон Рубинштейн
находился на вершине своей славы, и мать была уверена, что
он более крупное явление, чем Чайковский. Портрет Рубинштейна висел над
роялем.
<…> Занятия на рояле мать начинала
с упражнений Ганона и этюдов Черни. Вот тут и я старался
примоститься к клавиатуре. Мать, занятая экзерсисами в среднем
регистре, иной раз отводила в мое пользование две верхних октавы,
по которым я выстукивал свои детские эксперименты. Довольно
варварский ансамбль на первый взгляд, но расчет матери оказался
правильным, и вскоре дите стало подсаживаться к роялю самостоятельно,
пытаясь что-то подобрать. Мать обладала педагогической жилкой. Незаметно она
старалась направить меня и объяснить, как надо пользоваться инструментом.
К тому, что она играла, я относился с любопытством
и критически, иногда заявляя:
— Эта песенка мне нравится (я произносил «нлавится»). Пусть она будет
моей.
Возникали также споры с бабушкой: какую именно пьесу играет мать.
Обыкновенно прав был я.
Слушание музыки и импровизирование за клавиатурой привели
к тому, что я стал подбирать самостоятельные пьески.
<…>
В течение весны и лета 1897 года я записал три пьесы:
Вальс, Марш и Рондо. Нотной бумаги в доме не водилось,
ее линовал для меня конторщик Ванька. Все три пьесы были
в до мажоре <…> Чуть сложнее оказалась четвертая — марш
в си миноре. Затем приехала в Сонцовку Екатерина Иппократовна,
жена того Лященки, которому я наплевал на лысину. Она хорошо владела
роялем и даже немного занималась с матерью. Вдвоем они играли
в четыре руки, что мне очень нравилось: играют разные вещи, а вдвоем
выходит недурно!
— Мамочка, я напишу марш в четыре руки.
— Это трудно, Сергушечка. Ты не можешь подобрать музыку
и для одного человека, и для другого.
Тем не менее я сел подбирать, и марш вышел. Приятно было сыграть
его в четыре руки и слышать, как звучит вместе подобранное отдельно.
Как-никак это была первая партитура!
<…> К моему музыкальному развитию мать
относилась с большим вниманием и осторожностью. Главное, поддержать
в ребенке интерес к музыке и, сохрани бог, не оттолкнуть его
скучной зубрежкой. Отсюда: на упражнения как можно меньше времени
и как можно больше на знакомство с литературой. Точка зрения
замечательная, которую надо бы, чтобы мамаши помнили.
Несколько штрихов из биографии С. С.
Прокофьева:
https://dzen.ru/video/watch/60827ea7ff8fff5a64800d0b?f=d2d
https://yandex.ru/video/preview/5803118272889263288
Музыкальные
произведения С. С. Прокофьева
Гавот из
«Классической симфонии» (или Симфония №1 Ре мажор III ч. «Гавот»)
Исполняет -- Симфонический оркестр Могилевского государственного музыкального колледжа.
Дирижер — Артем Мельников
https://yandex.ru/video/preview/17498690366876111069
Концерт №1 для
фортепиано с оркестром Ре-бемоль мажор Александр БОЛОТИН, фортепиано
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ИМ. М.П. МУСОРГСКОГО
Дирижер – Юрий СЕРОВ
https://www.youtube.com/watch?v=QNyTMOSi4pM&t=9s&ab_channel=СПбМУим.М.П.Мусоргского
«Наваждение»,
фортепианная пьеса
Иван Бессонов,
фортепиано
https://www.youtube.com/watch?v=WRzLd-8uQrA&ab_channel=BessonovBrothers
«Ледовое
побоище» из кантаты «Александр Невский» с видеорядом из фильма «Александр
Невский» Сергея Эйзенштейна
https://yandex.ru/video/preview/17674437269498161005
Кантата
«Александр Невский»
Брянский Губернаторский симфонический оркестр,
Брянский городской академический хор,
Солистка Мария Солдатенкова (меццо-сопрано).
Дирижер Эдуард Амбарцумян.
Текст читает протоиерей Владимир Сафронов
https://www.youtube.com/watch?v=_VHxKUjphZI&t=2668s&ab_channel=БрянскийГубернаторскийсимфоническийоркестр
Ария Кутузова
из оперы «Война и мир». Исполняет Александр Ведерников
https://www.youtube.com/watch?v=osCEK3CWj9Y&t=78s&ab_channel=Советскоетелевидение.ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД
Симфония №7
до-диез минор в 4 частях
Концертный симфонический оркестр Московской консерватории
Дирижер - Даяна Гофман
01:01 I Moderato 11:04 II Allegretto 19:25 III Andante espressivo 25:28 IV Vivace
https://www.youtube.com/watch?v=972gWOaTzUI&ab_channel=DaianaGofman
Марш из оперы
«Любовь к трем апельсинам»
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова.
Дирижёр - Владимир Юровский.
https://www.youtube.com/watch?v=M0nDM_FBZbk&t=17s&ab_channel=КЛАССИКАдляВСЕХ
«Золушка» (фильм-балет
«Хрустальный башмачок»)
https://yandex.ru/video/preview/7560443104565539144
https://www.youtube .com/watch?v=tIo1bdJLPZc&t=1s&ab_channel=КиностудияГорького
Па-де
Золушка (Характеристика
героини)
https://www.youtube.com/watch?v=dz-TlWyMRcs&ab_channel=АндрейКотенко
Па-де-шаль (танец с шалью,
характеристика сестер Золушки)
https://www.youtube.com/watch?v=iulA0YzMyEc&t=10s&ab_channel=ЭммаПашян
Большой вальс. Бал
https://www.youtube.com/watch?v=1JWn9mCGBYc&t=3s&ab_channel=ЕленаЗимовцева
Балет «Ромео и Джульетта» Театр Ла Скала. Хореограф
Кеннет Макмиллан
https://www.youtube.com/watch?v=25bom1biiVI&ab_channel=MarinaBredneva
Симфоническая сказка «Петя и Волк» –
https://yandex.ru/video/preview/12061121981669789852